Сергей Лысов: «Будем работать системно и последовательно»

Источник: АНО ДПО «СИПКС»

Крупнейший вуз Поволжья — Самарский государственный архитектурно-строительный университет (СГАСУ) — реализует стратегию непрерывного профессионального образования в тесной связи с профильным сообществом. Почему это особенно важно в современных условиях, в своем интервью «ВК» рассказал проректор СГАСУ Сергей Лысов.

В одном интервью вы сформулировали образовательную позицию практически по Канту: обновление знаний — категорический императив современного специалиста. Что это значит?

То, что системное повышение профессионализма каждого специалиста должно красной нитью проходить через всю жизнь. В нынешнем состоянии российская строительная отрасль объективно отстала от мирового уровня в качественном кадровом обеспечении. Задача-максимум для специалистов — постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, чтобы соответствовать современным требованиям. По мнению экспертов, удвоение количества знаний в нашей цивилизации происходит через каждые три-шесть лет. Соответственно, чтобы специалисту в любой отрасли успевать за быстро меняющимся миром, нужна вспомогательная система, которая будет поддерживать необходимый уровень компетенций. Такую задачу решает непрерывное профессиональное образование, важнейшей частью которой является система дополнительного профобразования (ДПО).

Что представляет собой система ДПО СГАСУ?

В нее входит факультет дополнительного профессионального образования, его задача – повышение квалификации преподавателей СГАСУ и других вузов, а также координация работы кафедр, которые самостоятельно реализуют соответствующие программы. Важным звеном системы является Межотраслевой институт дополнительного профессионального образования (МИДПО), который вырос из межотраслевого регионального центра повышения квалификации — МРЦПК, основанного в 1994 году.

Сегодня в СГАСУ реализуется свыше 150 программ ДПО, в том числе программы по видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, для специалистов организаций — членов саморегулируемых организаций по строительству, проектированию и инженерным изысканиям. Ежегодно около 2 тысяч специалистов повышают квалификацию, хотя общая потребность примерно равна 5 тысячам в год.

В чем специфика работы сегодняшней системы ДПО?

Главная проблема — отсутствие мотивации на повышение профессионализма как у работника, так и у работодателя. Негативный момент связан с тем, что рынок образовательных услуг заполнен случайными учебными заведениями, по сути, являющимися маленькими типографиями по печатанию нужных документов. Естественно, это обусловливает отток финансовых средств из вузовской среды. К сожалению, они находят потребителя, который озабочен лишь тем, чтобы получить любыми путями право допуска на виды работ, влияющих на безопасность строительства. Программы ДПО — это очень подвижный материал, который требует постоянного совершенства. К примеру, сейчас обновляется нормативная база в строительстве, разработано свыше 100 новых стандартов, идет актуализация СНиПов, соответственно, все новации должны вноситься в учебные программы.

Мало того, любой преподаватель обязан работать в условиях сравнительного анализа, сохраняя преемственность старых и новых подходов, а в идеале моделируя ситуацию с учетом вступления в ВТО. Если мы не сможем защитить свой рынок, то окажемся в весьма неудобном положении. Потому что конкурентоспособность определяется в первую очередь профессионализмом.

Каким образом ведется сотрудничество с профессиональным сообществом?

Мы занимаемся разработкой методологических документов, связанных с реализацией программ ДПО, и те проблемы, которые возникают, решаем совместно с профессиональным сообществом.

Вначале мы работали с лицензирующими органами в строительстве, они направляли на обучение специалистов, согласуя с заказчиком профиль подготовки, таким образом, мы плодотворно работали вплоть до принятия Закона о саморегулировании. Потом наш университет активно включился в становление саморегулирования в строительстве. Мы непосредственно участвовали в создании СРО НП СП «СредВолгСтрой» в тесном сотрудничестве с ее президентом Сергеем Недорезовым. СГАСУ имеет общественную аккредитацию Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), проектировщиков (НОП), изыскателей (НОИЗ) и энергоаудиторов (НОЭ), а также определен как опорное учебное заведение ведущих саморегулируемых организаций (СОЮЗДОРСТРОЙ, СОЮЗАТОМСТРОЙ, «Столица», ЭНЕРГОСТРОЙ, ПРОАП и др.).

Кроме того, наш университет входит в Ассоциацию строительных вузов, где общими усилиями мы решаем те задачи, которые стоят перед профессиональным сообществом.

Одной из острейших проблем является отсутствие профессиональных стандартов. Это модель специалиста, где главная функция — определить, что он должен знать и уметь, а также как его учить и какие требования предъявлять при профессиональной аттестации.

Что является преимуществом системы дополнительного образования СГАСУ?

Самое главное достоинство университета – научно-педагогические ресурсы. Обучение студентов начинается с белого листа, и здесь работают методы педагогики. А вот обучение профессионалов — совсем другая наука — андрогогика, и здесь превалируют иные законы. Идет активный диалог, постоянный обмен между учителем и слушателем, и квалифицированный преподаватель должен мгновенно реагировать на запросы. Далеко не каждый преподаватель способен работать с аудиторией опытных практиков. Преимущество СГАСУ в том, что здесь сформировалась и продолжает развиваться высокоинтеллектуальная среда, которая позволяет нам быть конкурентоспособными в плане качества обучения среди «добросовестных» учебных заведений.

Известно, что научно-педагогическая школа формируется 25-35 лет, а нам уже 82 года!

Очевидно, что специалисты, желающие получить дополнительную профессию, имеют сильную мотивацию к получению знаний?

Безусловно, это самые добросовестные слушатели. Профессиональная переподготовка (альтернатива второго высшего образования) ведется для специалистов, у которых изменились профессиональные планы. Обучение ведется по классическим курсам – «Промышленное и гражданское строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция» и другим. Очень часто на переобучение приходят руководители строительных компаний, у них осознанное отношение к своим профессиональным компетенциям.

СГАСУ обладает правом на присвоение квалификации?

На основании лицензии и государственной аккредитации на образовательные программы СГАСУ имеет право выдавать документы государственного образца, в том числе и дипломы. Диплом о профессиональной переподготовке дает право (удостоверяет соответствие квалификации) на ведение нового вида профессиональной деятельности, например в сфере промышленного и гражданского строительства.

Одна из тенденций в образовании — маневренность на рынке труда...

Безусловно, этот фактор является определяющим в нашей системе. В свое время стройиндустрия приняла много специалистов промышленного кластера в связи с тем, что сократились и закрылись крупные производства, и нужно было подготовить человека к новой востребованной специальности. Наш учебный центр взаимодействует со службой занятости, очень многие неработающие граждане получили у нас востребованную специальность сметчика по программе «Сметное дело в строительстве».

Сейчас мы готовы обучать специалистов в сфере ЖКХ: управление многоквартирным домом — непростая задача. Специалист, который занят этой деятельностью, должен обладать определенными компетенциями, разбираться в технических, финансово-экономических и юридических аспектах.

Тем не менее, несмотря на объективные сложности, СГАСУ обладает высоким потенциалом для послевузовского сопровождения специалистов.

С уверенностью могу сказать, что вуз решает и будет решать эти задачи на высоком профессиональном уровне.

Держать марку сложно, но университет с 82-летней историей не имеет морального права работать иначе. Наш хлеб нелегкий, но мы будем работать системно и последовательно, потому что качественное профессиональное образование — ключ к решению многих проблем, заключающихся в развитии общества и его прогрессе.


((modalHeading))

Спасибо, что выбрали нас!

Ошибка!

((modalStatusMessage))